Бесприборная диагностика неисправностей легковых автомобилей (Часть 1)

Эта статья охватывает типичные неисправности большинства типов легковых автомобилей, которые можно диагностировать без применения приборов. Он поможет быстро найти причину поломки и приступить к ремонту.
К приведенному в статье перечню характерных признаков и возможных причин неполадок начинающему диагносту желательно добавлять записи из личного опыта и опыта других – тогда получится солидная база данных о причинах неисправностей автомобилей конкретных марок и диагностика не будет представлять проблем.

Диагностика – основа ремонта. Недаром в автосервисах приемщиками назначают самых опытных мастеров, ведь ошибки в диагностике и определении объемов ремонта приводят к финансовым потерям клиентов, неверному пониманию заказов механиками и повторным работам. Правильное определение неисправностей доступно не только профессиональным механикам, это результат знаний в сочетании с системным подходом. Диагностике нужно непрерывно учиться. Не полагайтесь на технику, так как диагностическое оборудование не может находить причину неисправности, оно показывает только ее следствие. Начинайте диагностику с анализа возможных причин неисправности. Проверьте состояние автомобиля, выясните манеру вождения клиента и способы ухода за автомобилем. Ищите причину, опираясь на факты.
При диагностировании неисправностей придерживайтесь следующих рекомендаций:

  •   применяйте метод исключения, переходите от простого к сложному, не пропускайте очевидного;
  •   выяснив причину неисправности, принимайте меры, чтобы она не повторилась;
  •   если электрическая сеть отказывает из за плохого соединения, проверьте все остальные соединения в сети, чтобы они тоже не отказали;
  •   если часто перегорает какой то предохранитель, выясните причину, а не заменяйте его автоматически;
  •   помните, что выход из строя одной детали может предшествовать поломке более важного узла или плохому функционированию системы.

Двигатель

Двигатель не запускается
Нетехнические причины
Конденсат на свечах после длительного простоя автомобиля без эксплуатации.
Влага на крышке распределителя, проводах высокого напряжения и их наконечниках (летним утром после ночи с перепадом температур, росой или туманом).
Изморось, иней или влага на крышке распределителя, проводах высокого напряжения и их наконечниках (зимним утром после ночи с перепадом температур).
Вода на крышке распределителя, проводах высокого напряжения и их наконечниках после преодоления глубоких луж или брода.
В выхлопной трубе пробка (забита землей после маневра задним ходом в яме, канаве или чем либо другим) или влага (если машина стоит в глубокой воде).
Включена передача вместо положения «нейтраль».
Водитель забыл отключить собственную блокировку подачи топлива или тока.
Причина в электросистеме
Перегорел предохранитель.
Плохой контакт провода «массы» от двигателя к кузову.
Провода в цепи запуска разорваны или неплотно соединены.
Клеммы аккумулятора ослаблены или корродированы.
Аккумулятор разряжен или поврежден (при этом не будут работать фары и стеклоочистители).
Неисправна противоугонная система (или другая система), включенная в цепь системы зажигания.
Шестерня стартера застряла в венце маховика.
Повреждено тяговое реле стартера.
Причина в системе зажигания
Неправильная установка момента зажигания.
Неисправен замок зажигания.
Неисправна катушка зажигания.
Нарушены соединения системы.
Свечи замаслены или залиты топливом.
Неверный зазор между электродами свечей.
Свечи закоксованы нагаром.
Имеются трещины в изоляторах свечей.
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания – неплотно посажены в гнездах или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция.
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки распределителя зажигания.
Залипли и не размыкаются контакты – нарушен зазор между контактами прерывателя, изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя.
Не проходит ток через контакты прерывателя – контакты окислены или пригорели, чрезмерно большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины.
Неисправны детали распределителя зажигания.
Неплотно закреплен распределитель – сбился момент зажигания.
Пробит конденсатор (короткое замыкание).
Износ, повреждение контактного уголька или его зависание в крышке датчика распределителя зажигания.
Утечка тока через трещины или прогар в крышке распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки, через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания.
Обрыв в первичной обмотке катушки зажигания.
Обрыв или замыкание на «массу» вторичной обмотки катушки зажигания.
Обрыв проводов между датчиком распределителем зажигания и коммутатором.
Обрыв проводов, соединяющих коммутатор с выключателем или катушкой зажигания.
Неисправен коммутатор.
Неисправен бесконтактный датчик.
Перегорание резистора в роторе датчика распределителя зажигания.
Обрыв провода, соединяющего реле питания с модулем зажигания. Неисправно реле питания.
Неисправен модуль зажигания.
Неисправен контроллер – не выдает импульсы на модуль зажигания.
Неисправен датчик положения коленчатого вала, нарушена его установка, или оборван провод, соединяющий датчик с контроллером.
Неисправен электромагнитный клапан.
Причина в топливной системе
Не срабатывает электромагнитный клапан в бензопроводе карбюратора при включении зажигания.
Бедная смесь при холодном двигателе – не прикрыта воздушная заслонка.
Бедная смесь – подсос воздуха, помимо диффузора карбюратора.
Богатая смесь при горячем двигателе – прикрыта воздушная заслонка.
Излишек бензина во впускном коллекторе – перекачка резкими нажатиями на педаль газа.
Пустой топливный бак.
Топливо не доходит до карбюратора или форсунок впрыска – засорены топливный фильтр, трубки или вентиляция бака.
Неисправен топливный насос.
Вода в топливе.
Паровые пробки в топливопроводе в жаркую погоду.
Сильное загрязнение воздушного фильтра.
Слишком высокий уровень топлива в карбюраторе – переобогащение смеси.
Застревает воздушная заслонка.
Разрегулирован карбюратор.
Загрязнились распылители карбюратора или форсунки впрыска. Неисправна система улавливания паров бензина.
Причина в системе газораспределения
Изношен ремень (или цепь) привода газораспределения – сбиты фазы.
Срезана шпонка крепления шестерни на распредвалу – сбиты фазы.
Неправильно отрегулированы зазоры клапанов.
Двигатель «не схватывает» при стартерной прокрутке
Неудовлетворительное состояние цепей электропитания и управления катушками зажигания.
Неудовлетворительное состояние цепей жгута проводов датчика положения коленчатого вала и исправность самого датчика.

Двигатель «схватывает», но не запускается

Вероятность ошибочной переполюсовки проводов жгута к датчику положения коленчатого вала.
Неверный монтажный зазор между торцом датчика и зубчатым диском синхронизации.
Неисправен датчик синхронизации.
Холодный двигатель не запускается
Вероятность ошибочной переполюсовки проводов или неисправность цепей жгута проводов к датчику температуры охлаждающей жидкости.
Неисправен датчик температуры.

Горячий двигатель запускается и глохнет

Повышенное давление бензина в топливной рампе (выше 3,5 кг/см2 – слив недостаточный) вследствие:

  •   засорения трубопроводов, шлангов и элементов цепи слива;
  •   негерметичности инжекторов;
  •   неисправности регулятора давления топлива.

Пониженное давление бензина в топливной рампе (ниже 2,5 кг/см2 – залив недостаточный) вследствие:

  •   негерметичности и засорения трубопроводов и фильтров цепи залива;
  •   коксования или засорения инжекторов;
  •   недостаточной производительности электробензонасоса;
  •   неисправности регулятора давления топлива.

Двигатель запускается только при нажатой педали акселератора

Засорен байпасный канал.
Неисправен регулятор дополнительного воздуха.
Двигатель запускается с затруднением или останавливается после пуска
Повреждение топливопровода.
Утечки в топливной линии высокого давления.
Не работает инжектор.
Не работает клапан регулятора давления топлива.
Наличие воды в топливе.
Засорен топливный фильтр.
Загрязнение топливопроводов.
Воздух в системе питания.
Негерметичность инжектора.
Не работает топливный насос высокого давления.
Нарушение работы инжектора.
Заклинивание иглы распылителя инжектора.
Затрудненный пуск двигателя, «стрельба» в глушителе и «хлопки» в карбюраторе
Плохой контакт токоведущей жилы провода высокого напряжения с наконечниками или выгорание токоведущей жилы.

Проблемы при работе двигателя

Пониженные минимальные обороты холостого хода двигателя
Пониженный уровень СО (меньше 0,3 %) в отработавших газах двигателя (норма СО – 0,8 ± 0,1 %).
Подсос неучтенного воздуха на впуске за дросселем – негерметичны ресивер, установленные на нем элементы и трубопроводы.
Пониженное давление топлива в топливной рампе (норма – 300 ± 10 кПа).
Неисправности высоковольтной части системы зажигания проводов, наконечников, свечей зажигания.
Засорение или нарушение калибровки инжекторов.
Повышенные минимальные обороты холостого хода двигателя
Негерметичен вакуумный шланг регулятора давления топлива.
Коксование регулятора дополнительного воздуха в открытом состоянии.
Повышенный просос воздуха через закрытый дроссель.
Нарушение градуировки датчика температуры охлаждающей жидкости или негерметичность термостата двигателя.
Неисправен регулятор давления топлива.
Негерметичны инжекторы.
Обороты холостого хода прогретого двигателя меняются
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки.
Дребезжание контактов датчика положения дроссельной заслонки.
Повышенная токсичность отработавших газов двигателя
Негерметичность задроссельного пространства двигателя – наличие прососов неучтенного воздуха после датчика расхода воздуха и в ресивере.
Пропуски искрообразования.

Двигатель «троит» на холостом ходу

Неисправность канала топливоподачи или канала зажигания.
Двигатель «двоит» на холостом ходу
Неисправности в системе управления.
Неисправность высоковольтной части катушки зажигания или высоковольтных проводов неработоспособной пары цилиндров.
Обороты пульсируют при неподвижном акселераторе
Подсос воздуха.
Плохо работает топливный насос.
Неисправна система улавливания паров бензина.
Двигатель работает на холостом ходу неустойчиво и глохнет
Неустойчивая работа блока управления двигателем из за помех в высоковольтной части системы зажигания.
Неисправны свечи зажигания.
Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя.
Большой зазор между электродами свечей зажигания.
Малый зазор между контактами прерывателя.
Сгорел резистор в роторе распределителя зажигания.
Неисправна катушка зажигания.
Нарушены соединения системы.
Неисправны провода высокого напряжения.
Неисправны провода свечей зажигания – неплотно посажены в гнездах или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция.
Намокли или повреждены детали распределителя.
Периодическое короткое замыкание в проводке.
Неправильная установка момента зажигания.
Поврежден шланг возврата топлива.
Засорен шланг возврата топлива.
Не отрегулировано давление впрыска одного инжектора.
Утечки топлива из линии высокого давления.
Заедание иглы распылителя инжектора.
Воздух в линии низкого давления.
Прогорание или неисправность систем выхлопа с катализатором.
Засорение топливного фильтра и/или наличие в топливе воды.
Нет вакуума во входном трубопроводе или в соединениях шлангов.
Неверная регулировка оборотов или качества смеси холостого хода.
Низкая или неравная компрессия в цилиндрах.
Плохо работает воздушная заслонка.
Засорены инжекторы.
Неисправна система улавливания паров бензина.
Вспышки в карбюраторе
Плохо функционирует система рециркуляции выхлопных газов. Неправильно отрегулирован момент зажигания.
Плохо работает система очистки воздуха.
Неправильные зазоры клапанов.
Повреждены пружины клапанов, клапаны заедают.
Нет вакуума при всасывании воздуха.
Неверный уровень топлива в карбюраторе.
Неисправна вторичная цепь зажигания – трещина в изоляторе свечи или дефект проводов высокого напряжения.
Сбитая регулировка или чрезмерный износ системы впрыска.
Неисправна система улавливания паров бензина.
Выстрелы в глушителе
Богатая смесь.
Не работает свеча в одном из цилиндров.
Сильная детонация при резком открытии дроссельной заслонки
Слишком раннее зажигание.
Повышенный расход топлива
Повышенная токсичность отработавших газов на холостом ходу (должно быть: СО = 0,8 ±0,1 %, СН < 300 ppm).
Подсос воздуха в задроссельном пространстве двигателя.
Повышенное давление топлива в магистрали.
Неисправен регулятор давления топлива.
Негерметичен его вакуумный шланг.
Неисправен датчик расхода воздуха.
Негерметичны инжекторы.
Неисправность высоковольтной системы зажигания и наличие пропусков зажигания.
Заедание грузиков центробежного регулятора опережения зажигания.
Неисправность вакуумного регулятора опережения зажигания.
Плохая приемистость
Слишком позднее зажигание.
Подсос воздуха в задроссельном пространстве двигателя. Неисправность датчика расхода воздуха.
Неисправность высоковольтной цепи системы зажигания и наличие пропусков зажигания.
Короткие провалы в работе двигателя на постоянной скорости
Подсос воздуха в задроссельном пространстве двигателя.
Неисправен датчик расхода воздуха.
Неисправны привод дросселя и датчик положения дроссельной заслонки.
Повышенные обороты двигателя на принудительном холостом ходу
Привод дроссельной заслонки не полностью закрывает дроссель.
Двигатель глохнет при торможении на принудительном холостом ходу
Подсос воздуха через негерметичное соединение с ресивером вакуумного усилителя тормозов, его шланг или диафрагму усилителя.
Неисправность регулятора дополнительного воздуха или засоренность байпасного канала холостого хода.
Детонация в двигателе в постоянных режимах работы
Заниженное значение октан корректора угла опережения зажигания.
Неисправность датчика детонации.
Недостаточное охлаждение (перегрев) двигателя.
Если детонация возникает на перегретом двигателе (температура охлаждающей жидкости больше 95 °C) – нарушение градуировки датчиков температуры воздуха или жидкости.
Низкое качество используемого топлива.
Нарушение фаз газораспределения в цилиндрах.
Большой нагар в камере сгорания.
Короткие провалы в работе двигателя при разгоне автомобиля
Повреждения оболочки жгута могут приводить к коротким замыканиям цепей, по которым были зафиксированы однократные неисправности.
Некачественные сочленения соединителей жгута с элементами системы управления и некачественная заделка контактов в колодках.
Ненадежное крепление наконечников к шпилькам питания электробензонасоса.
Ненадежное крепление наконечников жгута проводов к «массе» двигателя и к клемме «+» аккумулятора.
Неисправность канала обратной связи по детонации.
Смещение угла опережения зажигания по цилиндрам не должно превышать 10–12° поворота коленвала.
Неисправность датчика расхода воздуха и его цепей.
Дребезжание контактов датчика положения дроссельной заслонки (при включенном зажигании) при резком нажатии педали акселератора.
Перебои в работе двигателя на всех оборотах
Повреждена прокладка головки цилиндров.
Плохо функционирует воздушная заслонка.
Засорение топливного фильтра и/или наличие примесей в топливе.
Неисправны свечи зажигания – неверный зазор между электродами, трещины в изоляторах, закоксованы нагаром.
Неверная установка момента зажигания.
Трещина в крышке распределителя.
Плохой контакт в проводке.
Неплотно посажены в гнездах или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены, или повреждена их изоляция.
Слабая или неисправная катушка зажигания.
Протечка клапана рециркуляции выхлопного газа.
Засорен клапан принудительной вентиляции картера.
Засорен воздушный фильтр.
Топливный насос не подает достаточное количество топлива.
Разрегулированы зазоры клапанов.
Клапаны обгорели или неплотно прилегают.
Неисправны детали системы выхлопа с катализатором.
Низкая или неравномерная компрессия в цилиндрах.
Нет вакуума во впускном трубопроводе или вакуумных шлангах.
Загрязнены карбюратор или форсунки впрыска топлива.
Протекает клапан рециркуляции выхлопного газа.
Не отрегулированы обороты холостого хода.
Неисправна система улавливания паров бензина.
Ослабла пружина подвижного контакта прерывателя.
Большой зазор между контактами прерывателя.
Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания.
Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов, или окислены их наконечники.
Загрязнены, окислены, пригорели контакты прерывателя.
Снижение емкости конденсатора или обрыв в нем.
Износ или повреждение уголька в крышке распределителя зажигания, ослабление пружины уголька.
Сильное подгорание центрального контакта ротора распределителя.
Трещины, загрязнение, прогары в роторе или крышке распределителя, чрезмерно большое биение валика распределителя зажигания.
Трещины на изоляторе свечи.
Износ электродов или замасливание свечей зажигания. Значительный нагар.
Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика распределителя.
Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика распределителя.
Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке датчика распределителя.
Неисправен коммутатор – форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме.
Неисправен модуль зажигания.
Неисправен контроллер.
Двигатель не развивает полной мощности, приемистости
Ухудшилась динамика разгона, невозможно снизить токсичность двигателя, трудности с запуском, повышенный расход топлива и масла, повышенный пропуск газов в картер двигателя, неравномерная работа двигателя на малых оборотах.
Неправильная установка момента зажигания.
Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков.
Большой износ втулки подвижного контакта прерывателя.
Повреждение шланга, соединяющего датчик абсолютного давления с впускной трубой.
Конденсат топлива в шланге.
Неисправен датчик абсолютного давления.
Контроллер не реагирует на изменение сигналов датчиков.
Неисправны датчики температуры.
Обрыв проводов, соединяющих датчики с контроллером.
Неисправен коммутатор – форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме.
Использование нестандартного топлива.
Засорена топливная система, или в ней находятся примеси.
Нет вакуума в карбюраторе или впускном трубопроводе.
Загрязнены или засорены жиклеры карбюратора, либо плохо работает воздушная заслонка.
Низкое давление топлива.
Не отрегулирован карбюратор.
Неисправна система улавливания паров бензина.
Загрязнен фильтрующий элемент воздушного фильтра.
Неисправен топливный насос.
Неисправны карбюратор или система впрыска.
Не полностью открыта воздушная заслонка.
Засорена вентиляционная трубка топливного бака.
Плохой контакт в проводке или утечки тока в системе зажигания.
Неисправности приборов системы зажигания.
Слишком большой люфт вала распределителя.
Неисправность крышки распределителя.
Неисправность свечей зажигания или неверный зазор между электродами.
Повышенная токсичность отработавших газов на холостом ходу (должно быть: СО = 0,8 ±0,1 %, СН < 300 ppm).
Неполное открытие дроссельной заслонки.
Загрязненность воздушного и топливного фильтров.
Загрязненность инжекторов.
Нарушены зазоры в клапанном механизме.
Сбиты фазы газораспределения.
Плохо функционирует система рециркуляции выхлопных газов.
Неплотное закрытие клапанов из за отсутствия зазоров между кулачками распредвала и рычагами.
Обгорание фаски выпускных клапанов.
Зависание клапанов в направляющих втулках.
Плохое прилегание клапанов к седлам.
Износ направляющих втулок и стержней впускных клапанов.
Поломка или залегание поршневых колец.
Пробита прокладка головки цилиндров.
Чрезмерный износ цилиндров.
Износ, потеря упругости, поломка и пригорание поршневых колец.
Прогорание поршней.
Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах и в канавках поршней из за применения масла несоответствующего качества.
Низкая или неравномерная компрессия в цилиндрах.
Заедание тормозов
Проскальзывание в автоматической коробке передач из за неправильного уровня жидкости.
Пробуксовка сцепления.
Проблемы изношенного двигателя
Падение мощности двигателя заметно по ухудшению динамики разгона и снижению максимально достижимой скорости на каждой передаче. Снижение компрессии заметно по легкости проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой и более высоким оборотам стартера.
Степень падения мощности определяют по степени снижения компрессии в цилиндрах прогретого двигателя. После вставки наконечника компрессометра в отверстие для свечи коленчатый вал вращают стартером до момента стабилизации показаний компрессометра. После проведения замера выпускают воздух из компрессометра и замеряют компрессию в других цилиндрах.
Ремонт необходим при давлении 9–8 кгс/см2. Различие давления в цилиндрах допустимо не более чем на 1 кгс/см2.
При большом износе поршневых колец и цилиндров величина компрессии во всех цилиндрах примерно одинакова. Если компрессия в цилиндрах отличается более чем на 1 кгс/см2, определяют причину этой разницы. Залив в цилиндр с пониженной компрессией 20–25 см3 моторного масла, компрессию замеряют снова. Если показание компрессометра возрастет, значит, поршневые кольца сломаны или пригорели. Масло заполнило увеличенные зазоры между кольцами и цилиндром, что способствовало временному повышению компрессии. Если показание компрессометра не изменится, то пониженная компрессия в этом цилиндре может быть следствием износа клапанов и седел или повреждения прокладки головки блока.
Чтобы выяснить причину снижения компрессии, поршень одного из цилиндров устанавливают в верхнюю мертвую точку (ВМТ) при такте сжатия и подают в отверстие для свечи сжатый воздух под давлением 2–3 кгс/см2. Утечка воздуха через карбюратор указывает на неплотность посадки впускного клапана, а утечка в глушитель – выпускного клапана. Повреждения прокладки головки цилиндров обнаруживаются по характерному шипящему звуку, который издает воздух, проходящий в соседний цилиндр.

Стуки в двигателе

Стуки слышны без приборов, но для лучшего восприятия их прослушивают стетоскопом с металлическим стержнем или обыкновенным врачебным фонендоскопом, приложив его диафрагму к деревянному стержню толщиной 1–3 см, а другой конец стержня прижимая к соответствующим зонам блока цилиндров. Стуки можно прослушивать и только через деревянный стержень, без фонендоскопа.
Стук коленчатого вала в изношенных коренных подшипниках хорошо слышен вблизи разъема с картером. Это стук глухого тона, его частота зависит от количества оборотов коленчатого вала. При чрезмерном износе упорных полуколец коленчатого вала появляется неритмичный стук резкого тона от осевых перемещений вала, особенно заметный при увеличении или снижении оборотов.
Стук в изношенных шатунных подшипниках – резкий. Лучше всего он слышен чуть выше разъема с картером – в зоне верхнего положения шатунной шейки коленчатого вала при работе двигателя на холостом ходу и усиливается с увеличением количества оборотов. Стук в шатунных подшипниках можно легко определить, отключая поочередно свечи зажигания. В неработающем цилиндре шатун болтается без нагрузки и стучит громче.
Стук изношенных поршней об изношенный цилиндр – приглушенный. Лучше всего он слышен на малых оборотах коленчатого вала и под нагрузкой в районе цилиндров, ближе к середине хода поршня.
Стук поршневых пальцев в изношенных гнездах – резкий, иногда звонкий. Лучше всего он слышен на холостом ходу, при резком нажатии педали газа, при раннем зажигании в районе цилиндров ближе к головке.

Стук поршней

Стук вызывается биением поршня в цилиндре. Он обычно глухой, лучше всего прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой. Его причины:

  •   увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами;
  •   чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне.

Стук коренных подшипников коленвала

Металлический стук глухого тона обнаруживается при резком открытии дросселя на холостом ходу. Его частота увеличивается с повышением количества оборотов коленчатого вала из за увеличенного зазора между шейками и вкладышами коренных подшипников, недостаточного давления масла, ослабления болтов крепления маховика, слишком раннего зажигания.
Более резкий стук с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала, обычно вызван увеличенным зазором между упорными полукольцами и коленчатым валом.

Стук шатунных подшипников

Стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дросселя. Место стука определяют, по очереди отключая свечи зажигания. Причины такого стука:

  •   чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами;
  •   недостаточное давление масла.

Стук клапанов

Частота этого стука меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как частота вращения распределительного вала, который воздействует на клапаны, в два раза меньше частоты вращения коленвала. Причины такого стука:

  •   увеличенные зазоры в клапанном механизме;
  •   поломка клапанной пружины;
  •   чрезмерный зазор между клапаном и направляющей втулкой;
  •   износ кулачков распределительного вала;
  •   прихват клапанов (нагар на клапанах);
  •   повышенный износ или смещение цепи от первоначальной установки;
  •   повышенный износ регулировочных шайб.

Шум в приводе распределительного вала

Ослабление натяжения зубчатого ремня.
Ослабление цепи вследствие износа. Шум цепи привода распределительного вала четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала.
Неисправность гидронатяжителя.
Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя.
Заедание штока плунжера натяжителя цепи.
Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распредвала. Поломка клапанной пружины.
Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой.
Износ кулачков распределительного вала.
Отворачивание контргайки регулировочного болта.
Двигатель работает с перебоями и низким ненормальным шумом
Повреждение подшипников коренных опор коленчатого вала.
Поломка поршневых колец (возможен повышенный расход масла).
Поломка или повреждение упорных подшипников коленвала.
Повышенный шум двигателя при старте, но длительностью не более нескольких секунд
Неправильно подобрано масло по вязкости.
Повреждены упорные подшипники.
Стук двигателя под нагрузкой
Низкое давление масла.
Чрезмерный зазор в подшипниках шатуна.
Чрезмерный зазор в подшипниках коленчатого вала.
Высокий стук двигателя независимо от количества оборотов
Низкое давление масла.
Поломка клапанных пружин.
Поломка или загрязнение толкателей.
Вытягивание цепи или ее поломка, повреждение зубьев приводной звездочки (шестерни).
Износ натяжителя приводной цепи.
Износ кулачков распределительного вала.
Повышенный износ направляющих втулок клапанов или стержней клапанов.
Залипание клапанов (нагар на стержне клапана или седле может привести к тому, что он будет постоянно открыт).
Износ приводного ремня навесного оборудования, промежуточного шкива, натяжителя или подшипника.

Низкий стук двигателя независимо от количества оборотов

Низкое давление масла
Повреждение масляного картера.
Отпускание креплений маслоприемника.
Чрезмерный зазор между поршнем и цилиндром.
Чрезмерный зазор между поршнем и пальцем.
Чрезмерный зазор в подшипниках шатуна.
Чрезмерный зазор в подшипниках коленчатого вала. Неправильная установка поршневого пальца, поршня и шатуна.
Детонационные стуки в двигателе
Нагар на стенках камер сгорания и днищах поршней.
Смесь воспламеняется при незакрытых клапанах – неплотное прилегание клапанов к седлам, отсутствие зазоров между кулачками распределительного вала и рычагами.
Легкие стуки или детонация при нагрузке
Неправильный сорт топлива.
Неправильная регулировка момента зажигания.
Нагар в камерах сгорания.
Неподходящие свечи.
Неисправность системы выхлопа.
Коленчатый вал двигателя не проворачивается
Гидроблокировка цилиндра: охлаждающая жидкость в цилиндре, моторное масло в цилиндре, топливо в цилиндре.
Поломка приводной цепи газораспределительного механизма или приводных звездочек.
Попадание в цилиндр посторонних материалов, например сломанных клапанов, продуктов износа поршней и т. д.
Прихват коленчатого вала или подшипников шатуна.
Нарушение геометрии или поломка шатуна.
Поломка коленчатого вала.

Комментирование закрыто