Иномарки российской сборки

В среднем иномарки выпускаемые в РФ состоят на половину их деталей местного производства. В условиях обрушения рубля процент очевидно должен будет расти.

Сборка

Мировые автопроизводители практически не производят компоненты, а занимаются сборкой. Основные преимущества такого метода состоит в относительной дешевизне и гибкости строительства полноценного завода по производству автомобилей. Немаловажным фактором является быстрая переналадка конвейера при смене технологии. Себестоимость небольшого завода в таком случае обойдется в 150-300$ миллионов. В России иностранные компании активно налаживают производства комплектующих и сборки.

Автоконцерны осуществляют сборку по следующим городам Kia, BMW и Hummer — Калининград, Hyundai — Таганрог, KIA — Ижевск и так далее. Всего насчитывается около 70 компаний локализовавших свои компоненты на территории РФ.

Из наиболее известных по производству комплектующих в РФ:

  • Корпорация по производству стекла «Asahi Glass Company» сотрудничает с ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» выпуская 70% автостекла для конвейеров РФ;
  • Холдинг «Automotive Lighting» в Рязани занимает второе место в мире по выпуску автомобильной светотехники (фары, фонари, тормоза);
  • ООО «Роберт Бош Саратов» в Сартове свечи зажигания, жгуты проводов, компоненты впрыска (электронного);
  • «Паккард Электрик Системз – Самарская кабельная компания» — батареи, аккумуляторы, кабельная продукция;
  • подразделение компании «Tenneco» предприятие «Tenneco Automotive Volga» в Тольятти с мощностью 1,5 млн выхлопных систем в год.

История

В 2005-2006 годах российское правительство приняло ряд законов по «локализации производства транспортных средств», согласно которым компании обязаны ежегодно наращивать уровень локализации и достигнуть 60% к 2020 году. Для стимуляции перехода предприятий на местные комплектующие компании получили 0-5% таможенной пошлины.

Законодательство Таможенного союза(ТС) закрепило инвестиционный режим «промышленной сборки», который ранее уже применялся не только в России, но и в других государствах-членах (в Беларуси и Казахстане), соглашение является основанием для применения в отношении ввозимых компонентов специальных кодов с пониженной ставкой таможенной пошлины, то есть существенно сокращены пошлины для ввоза автомобилей внутри ТС. Приказом установлены прозрачные правила учета (формула) для определения уровня локализации компонентов, узлов и агрегатов, приобретенных автопроизводителем у российских поставщиков, что направлено на исключение искусственных способов увеличения уровня локализации производства автомобилей. Приказом Минэкономразвития России, Минпромторгом России и Минфином России от 24 декабря 2010 года № 678/1289/184н установлены особенности применения режима «промышленной сборки» крупными автопроизводителями, что предусматривает возможность кооперации нескольких российских юридических лиц. Такая кооперация позволит ее участникам осуществлять обмен передовыми технологиями. В целях максимальной оптимизации расходов и повышения эффективности производства, они могут организовывать производство отдельных моделей, используя производственные мощности друг друга, а также размещать заказы на компоненты у одних и тех же российских производителей-поставщиков, что позволит обеспечить загрузку производственных мощностей последних.

Однако согласно подписанным соглашениям в соответствии с нормами Всемирной Торговой Организации (ВТО) , возможность заключения новых соглашений о «промышленной сборке» или продления уже заключенных будет прекращена. Более того, специальные пониженные ставки таможен могут применяться только до 1 июля 2018 года.

В мае 2015 году Российский Минэкономики после многочисленных обращений автомобильными компаниями сделало заявление по корректировке формулы, по которой определяется уровень локализации производства из-за обвала рубля. Предполагается, что будет введен поправочный коэффициент учитывающий курсовую разницу.

Сейчас степень локализации зависит от таможенной стоимости импортных компонентов и общей стоимости выпущенных автомобиля без учета налогов. Импортные комплектующие стали стоить дороже в рублях, а их доля осталась прежней, что приводит к удорожанию стоимости автомобиля и автоматическому лишению таможенной скидки. Решающим событием стало закрытие завода GM, что явилось «звоночком» о грядущих проблемах.

Результаты локализации

К 2014 году общий уровень локализации иномарок достиг 45%. На первых этапах осуществлялись закупки не сложных комплектующих таких как: диски, фары, резиновые коврики, сиденья, топливные баки, панели приборов и бамперы. Так же в первую очередь старались локализовать в первую очередь крупные компоненты, для снижения затрат на доставку.

В дальнейшем очередь дошла до выхлопных систем, элементов подвески и штампованных деталей кузова. В настоящий момент производятся и технически сложные агрегаты мотор и трансмиссия. АвтоВАЗ, освоившил производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan. Сложности в производстве остаются для двигателей, коробки передач, электронные системы управления и компоненты с массовым серийным производством.

Автопроизводители в первую очередь локализовали модели автомобилей массового сегмента, где потребители особенно чувствительны к цене.

Степень локализации моделей по маркам:

  • Renault — на 68%;
  • Hyundai Solaris — на 46%
  • Kia Rio — на 46%;
  • Ford — на 40-45%;
  • Nissan — на 40-45%;
  • Peugeot 408 — на 35%;
  • Citroen C4 Sedan — на 35%;
  • Toyota Camry – на 30%;
  • Mitsubishi Outlander – на 20%;
  • Pajero Sport– на 20%.

Спад

По итогам первой половины 2015 года наблюдается общий спад производства транспортных средств и оборудования в целом на 16,7% по сравнению с периодом 2014 года. Производство автомобилей сократилось на 25,7% , прицепной техники и автомобильных кузовов – на 16,2%, автомобильных деталей – на 6%.

Впрочем часть автопроизводителей ускорили внедрение отечественных комплектующих на фоне кризисных явлений. Например PSA Peugeot Citroen поставлена задача по увеличению локализации производства до 50% к 2017 году.

Виды сборки

Отверточная сборка — это когда автомобиль поступает на завод практически комплектным за исключением некоторых деталей, практически прикручиваются отверткой зеркала и бамперы. Это по сути своей является беспошлинным ввозом авто. «Отверточная сборка» выгодна для малых объемов (не более 25 тысяч, к примеру BMW на «Автоторе» и Renault Clio — на «Автофрамосе»).

Полная сборка — на завод поставляются комплекты и происходит полная сборка. Такое производство становится выгодным при партиях свыше 50 000 штук. Так же производят определенные работы на конвейере, например сварочные работы. Такой завод обходится в сумму от 50 млн $. Доработка производства для обновленной модели составит около 4 млн $.

Качество комплектующих

«Только 5 — 10% производимых в России комплектующих сегодня отвечают мировым стандартам качества, по словам зам ген директора НАМИ Эйдинов А. Исключение — Chevrolet Niva, которая на 97% состоит из местных комплектующих. «GM-АвтоВАЗ» пожертвовал качеством своего автомобиля, чтобы сохранит низкую цену. Другие компании не готовы себе этого позволить.

В российских реалиях рентабельность производства может быть достигнута при объемах свыше 1 млн штук в год, поэтому необходимо искать потребителей за рубежом.

Что интересно, из российской стали делаются Mercedes, Volvo, Skoda и Ford на европейских заводах, а это значит что имеет смысл налаживать производство крупных узлов и агрегатов у нас. Имеется большой потенциал у производителей шин, например «Нижнекамскшина» начала производить шины нового поколения «Кама-Евро» по технологии компании «Pirelli & C» с проектной мощностью до 2 млн шин в год, а компания «Michelin» выпускает шины в Давыдово (Московская область) более 10 лет.

По данным сайта autostat.ru

Комментирование закрыто