Подбор шины к диску

Для подбора колеса нужно ответить на два вопроса: можно ли поставить колесо на мой автомобиль и какая шина подходит к этому диску.

 

Шина

D — внешний диаметр
H — высота профиля
С — внутренний диаметр
А — ширина шины

 

 

 

Пример маркировка шины:    195/65 R15 91Т

195 — ширина профиля в мм
65 – это процентное отношение высоты профиля шины к её ширине в %
R — обозначение радиальной шины.
15 – диаметр диска в дюймах, то есть внутренний диаметр шины в дюймах
91 — индекс нагрузки шины (615 кг). Это условный показатель, определяющий максимальную нагрузку на шину
T— индекс скорости (190 км/час). Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.

Таким образом можно определить расчетом следующее:
Диаметр диска должен быть: 15 дюймов х 0,0254 = 0,381 м или 38,1 см

Высота шины: (0,195 х 65) х 2 = 0,2535 м или 25,35 см
Наружный диаметр: 0,381+ 0,2535= 0,6345м или 63,45 см
Длинна наружной окружности: 0,6345 х 3,14 = 1,9923 или 199,23 см

Диаметр резиновой шины не должен отличаться от номинального боле чем на 2% или длинна наружной окружности не должна изменяться более чем на 30 мм. Разумеется нельзя приобретать шины, которые не соответствуют весу и режиму скорости автомобиля.

 

Диск

Диск — это центральная часть колеса, при помощи которой колесо крепится на ступицу автомобиля гайками.

Пример маркировки: 5J x 15Н2 ЕТ 30

5 — ширина обода колеса в дюймах
15 — диаметр обода в дюймах
J и H2 — конструктивные особенности профиля обода
ET 30 — вылет (от немецкого слова Einpresstiefe — ET) 30 мм

Таким образом можно определить расчетом следующее:

Для определения габаритной ширины обода колеса надо прибавить к значению ширины обода на маркировке еще 26 мм(ширину бортов) результат должен быть на 12±4 мм меньше ширины профиля резины.

вылет

Для определения величины вылета колеса нужно измерить размер «В» с внутренней стороны колеса. Разделить размер «X» пополам. Вычесть из размера «В» размер Х:2. Если разность положительная, то и вылет положительный , если отрицательная, то и вылет «отрицательный».
Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости, должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. При использовании дисков с неправильным вылетом, чего все колесо может выступать наружу и цеплять за крыло на выбоинах или ухабах, или просто забрызгивать авто грязью.
Точное сопряжение этих размеров обеспечивает безупречное центрирование колеса на ступице. Если же диаметр центрального отверстия больше, то центрирование осуществляется по коническим (или сферическим) поверхностям в отверстиях крепления диска колеса болтами или гайками. Часто одно и то же колесо предлагается на автомобили разных фирм, поэтому центральное отверстие в диске колеса должно быть разным. В этом случае многие колесные фирмы выпускают переходные пластмассовые кольца, которые вставляются перед монтажом.

 

Диаметр расположения отверстий крепления

диаметр отверстий

Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском по отношению к центральному отверстию. Чтобы определить диаметр «В» расположения отверстий крепления надо измерить расстояние «А» между центрами соседних отверстий и умножить на соответствующие коэффициенты, которые приведены ниже.

 

Советы по установке колеса

Колесо должно быть проверено на автомобиле до того, как Вы собрали его с резиновой шиной. Убедитесь, что оно хорошо прилегает к присоединительным поверхностям, свободно вращается и не выступает за габариты кузова. Проверьте соответствие числа и диаметра расположения отверстий крепления, а также диаметр, длину и шаг резьбы болтов.

 

Конструктивные особенности автомобиля, влияющие на возможность установки колеса.

Обязательно необходима примерка именно на ваш автомобиль, так как очень часто бывает, когда диск не только не одевается из-за большого тормозного механизма вообще, но и не может прислониться к ступице из-за недостаточно выпуклой формы диска.

Рекомендуется также для проверки полностью загруженного авто до выезда из техцентра при установке широких шин или уменьшении значения вылета дисков для исключения трения о детали подвески или крылья машины. Шипованные шины способны вообще распилить крыло (при вращении).
Даже если у вас есть информация о том, что к более старой модели машины колеса подошли, нет никакой гарантии, что они подойдут к вашей. Многообразие формы колесных суппортов современных автомобилей и внутренней поверхности всего разнообразного ассортимента колесных дисков не позволяет полагаться ни на один каталог.

Крепление колеса

При установке колеса затягивайте элементы крепления в очередности, показанной на схеме.

Отверстия

После каждой новой установки колеса желательно проверять его крепление через каждые 50-200 км пробега.

 

Диаметр резьбы и рекомендуемый момент затяжки

10 мм 6 кГм
12 мм 9 кГм
14 мм 11 кГм
7/16 дюймов 8 кГм
1/2 дюйма 9 кГм

Уменьшение/увеличение диаметра шины

При уменьшении диаметра шины необходимо учитывать очень важный момент — диски меньшего диаметра могут не налезть на тормозной суппорт.
Увеличение диаметра колесного диска ведет к ухудшению комфорта и повышенной жесткости, но позволяет сделать машину более спортивной за счет меньшего увода (смещения) протектора от ободов диска в поперечном направлении в резких и скоростных поворотах.
Брать шины не подходящего диаметра не позволяют стальные бортовые кольца, отвечающие за плотную и герметичную посадку шины на диске.
если диск шире шины, то он будет получать повреждения о каждый бордюр или камень на дороге и уменьшится площадь соприкосновения протектора с дорогой И наоборот, если шина шире чем диск, то покрышка изогнется, что не допустимо. Будет происходить повышенный износ центральной части протектора и неизбежно начнется деформация стального корда.

 

Уменьшение/увеличение ширины колеса

Увеличение ширины покрышки ведет к повышению управляемости соответственно возможности прохождения поворотов на большей скорости, уменьшению тормозного пути на любом покрытии. А недостатками широких шин являются повышенный расход топлива, резкие реакции на колеи и прочие неровности на дорогах.

 

Изменение размеров колеса ответственность

Использование колес не соответствующих спецификации осуществляется автовладельцем на свой страх и риск и не может служить поводом или причиной для предъявления претензий сотрудникам магазина или техцентра.

 

Термины

#Обод — это цилиндрическая часть колеса специального профиля, которая расположена на диске и служит для монтажа на него шины.

#Борта — это жесткие части покрышки, служащие для крепления шины на ободе.

#Вылет колеса (#OFFSET,#DEPORT) — это размер между привалочной плоскостью диска колеса при установке на ступицу автомобиля и воображаемой плоскостью, проходящей посередине обода. Вылет «положительный» если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость и вылет «отрицательный» если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскость.

Комментирование закрыто