Об автосигнализации

Типы автомобильных сигнализаций

По конструктивному исполнению можно разделить сигнализации на два типа — компактные и модульные. Сигнализация в компактном исполнении представляет собой моноблок, содержащий в себе почти все элементы системы — электронные узлы, сирену, ударный датчик или ультразвуковой сканер, реле блокировки. Соединения с проводкой автомобиля минималь­ны, что обуславливает простоту монтажа. Сигнализации такого типа обычно имеют только необходимые функции и относительно невысокую цену. Из- за того, что электронные компоненты располагаются вместе с сиреной под капотом и подвергаются атмосферным воздействиям, потенциально более подвержены поломкам. Размещение всей системы в одном месте делает ее более уязвимой для взломщика.

Сигнализация в модульном исполнении имеет отдельный центральный блок, сирену, внешние датчики и реле блокировки. Центральный блок в этом случае располагается в салоне в защищенном от доступа месте и не подвергается атмосферным воздействиям. Этот тип сигнализаций легче дооборудуется дополнительными датчиками и исполнительными устрой­ствами (управление центральным замком, замком багажника, люком, стек­лоподъемниками), шире набор сервисных функций. Рассредоточение узлов делает этот тип сигнализации более эффективным в случае попыток угона. Монтаж таких сигнализаций сложнее, чем моноблочных, и требует лучшего знания автомобиля.

В некоторых моделях применяется металлический неразъемный корпус без соединительных разъемов. Для затруднения демонтажа сигнализации угонщиком применяется проводка одноцветными маркированными только на концах проводниками. При монтаже маркировка удаляется.

Надежность электронных систем

Для того чтобы исключить возможность выключения сигнализации не­желательными лицами применяется кодирование передатчиков. Уровень сек­ретности кодов различных сигнализаций значительно отличается. В устарев­ших сигнализациях применялись коды с числом комбинаций до 512. Подбор такого кода занимает менее 1 минуты. Количество комбинаций кодов в современных сигнализациях может достигать нескольких миллиардов. Для кодирования сигнала передатчика и последующего его декодирования ис­пользуются комплекты специализированных микросхем, некоторые из ко­торых представлены в таблице ниже. Для того чтобы оценить секретность кодировки необходимо обратить внимание на особенности, указываемые в рекламной информации. Перечислим основные факторы.

Антисканирование.

Этот термин обозначает то, что злоумышленник не сможет снять сигнализацию с охраны с помощью сканера. Сканер — это относительно несложное устройство, которое последовательно воспроизводит коды в форма­те взламываемой сигнализации. Систему с антисканированием нельзя выклю­чить перебором кодов брелока, так как при приеме неверного кода она на некоторое время блокируется. Блокировка снимается многократной переда­чей правильного кода. При достаточно большом числе возможных кодов пере­бор займет нереально много времени. Технология антисканирования применя­ется уже несколько лет и не является новинкой. Системы с антисканированием не защищены от перехвата кодов из эфира с помощью специальных устройств (граберов или перехватчиков кодов).

Динамический («прыгающий», «плавающий») код.

Технология «плавающих» кодов делает невозможным как перехват кодов из эфира, так и их подбор. Действительный код шифруется таким образом, что при каждой передаче излучается внешне совершен­но другая кодовая посылка. В приемнике действительный код восстанавливается путем математической обработки. Перехват кодов становится бессмысленным, так как невозможно предсказать какая следующая кодовая комбинация снимет сигна­лизацию с охраны. Простое повторение предыдущей посылки не приведет к вык­лючению сигнализации, так как бывшие в прошлом посылки считаются уже недей­ствительными. Предсказать же будущие посылки чрезвычайно сложно. Чтобы знать какая кодовая посылка будет в следующий раз актуальна, необходимо знать алго­ритм шифровки кода и большое количество выборок кодов конкретного брелока. Кодовые комбинации повторяются с очень большим интервалом.

Исследования модели MICROCAR052.1 показали, что для данной моде­ли этот период составляет более 65000 нажатий. Можно сказать, что в процессе эксплуатации передаваемые кодовые комбинации ни разу не по­вторяются — машина не служит 20 лет. Коды-идентификаторы брелоков автосигнализаций с «плавающими» кодами записываются в заводских усло­виях и являются уникальными, не подлежащими замене в процессе эксплу­атации. Технология «плавающих» кодов очень эффективно защищает сигна­лизацию от взлома с помощью электронных средств.

Двойной динамический код.

С тех пор, как код-грабер перестал быть экзотикой и доступен угонщикам, все большее значение уделяется степени секретности кодовой посылки, передаваемой с брелока. Как результат этого процесса все большее число систем выпускается с динамическим кодом. Никто не оспарива­ет его преимуществ. Однако и он не может считаться панацеей на все случаи. Если алгоритм изменения становится известен, (а он известен по крайней мере разработчику), то внедриться в систему остается делом техники. Не даром система кодировки так тщательно засекречивается и скрывается производите­лями сигнализаций.

Для исключения и этой возможности для электронного взлома разрабо­тан так называемый Э2-код, сущность которого заключается в том, что каждому брелоку, помимо разрядного номера, присвоен еще и свой инди­видуальный закон изменения кода. Это индивидуальное правило записыва­ется в основной блок один раз при вводе (программировании) брелока, в эфире больше не появляется и радиоперехвату недоступно. Таким образом, даже разработчик системы, обладая всей необходимой информацией о спо­собах кодирования и соответствующей аппаратурой, не сможет расшифро­вать этот код. Специалисты считают, что динамический код с индивидуаль­ным законом изменения для каждого брелока — это тот уровень секретности, когда вопрос о дальнейшем совершенствовании отпадает по крайней мере на ближайшие 20…30 лет.

Электрошокеры.

Для вывода из строя сигнализации взломщики могут использовать электрошокеры. Вероятность повреждения сигнализации электрошоком повы­шается, если злоумышленнику удается пропустить электрический разряд между корпусом автомобиля и электропроводкой. Наиболее уязвимы для поражения электрошоком автомобили, оборудованные форкопом, так как в форкопе про­водка доступна с внешней стороны автомобиля.

Устойчивость к повреждению электропитания. Корме вопросов, связанных с защитой от электронного взлома, необходимо обратить внимание на устойчивость сис­темы к повреждению электропитания. Самым доступным и достаточно эф­фективным устройством, которое повышает надежность сигнализации, являет­ся сирена с автономным питанием. Применение сирены с автономным питанием позволяет поднять тревогу в ситуации, когда злоумышленникам уда­лось обесточить бортовую сеть автомобиля.

Сирена имеет встроенные аккумуляторы и схему управления, обеспечива­ющую подачу звукового сигнала при пропадании питания. Такая сирена будет работать, даже если ее вырвать из автомобиля. Внутренние аккумулято­ры постоянно подзаряжаются от бортсети. С помощью сирены с автономным питанием можно легко модернизировать любую имеющуюся сигнализацию.

Важно обратить внимание на то, имеет ли сигнализация энергонезависи­мую память или автономное питание от собственного источника. Наличие этих компонентов обеспечивает еще более надежную защиту при отключении автомобильного аккумулятора. Ведь для того, чтобы завести двигатель акку­мулятор все равно придется подключить, и в это время сигнализация снова вернется в то состояние, в котором она находилась до отключения аккумуля­тора и заблокирует двигатель.

Дополнительные аксессуары к автосигнализациям

Центральный замок. Центральный замок предназначен для одновременного открыва­ния (закрывания) всех дверей автомобиля при открывании (закрывании) води­тельской двери (есть модели, управляемые от любой из передних дверей). До­пускается также управление внешними сигналами «открыть» и «закрыть» от сигнализации. Комплект для установки центрального замка представляет собой набор из двух или четырех электрических исполнительных механизмов с кре­пежными деталями и блоком управления.

Механизмы, монтируемые во внутренней полости дверей. Они обеспечивают возврат­но-поступательное движение присоединяемых к ним тяг, которые передают движение к деталям замка двери. Блок управления формирует электрические сигналы, приводящие в движение исполнительные механизмы. Блок имеет входы для подключения соответствующих выходов сигнализации.

Электростеклоподъемники. Электростеклоподъемники представляют собой электро­приводы, предназначенные для поднятия и опускания дверных стекол. Управ­ление стеклоподъемниками осуществляется с помощью клавиш, устанавливае­мых в удобном месте салона. Допускается как раздельное, так и совместное открывание и закрывание стекол. Возможно дистанционное управление от сигнализации подачей сигнала на специальный вход. Стеклоподъемники про­изводятся двух видов: для внешнего монтажа на поверхности защитной карты двери и для внутреннего монтажа в полости двери.

Вопрос о предпочтении нужно решать исходя из эстетических вкусов владельца и конструкции дверей конкретного автомобиля. Обычно установка внешних стеклоподъемников менее трудоемка.

Блоки управления стеклоподъемниками. Для владельцев автомобилей, уже оборудован­ных электростеклоподъемниками, предлагаются дополнительные блоки управле­ния, которые позволяют автоматически закрывать окна автомобиля при поста­новке сигнализации на охрану.

Топливные электроклапаны. Дополнительный топливный электроклапан, управляемый сигнализацией, иммобилайзером или потайным переключателем, может серьез­но помешать угону, так как находится обычно в труднодоступном месте и скрыт от угонщика. Кроме того, разорванную иммобилайзером или сигнализацией заводскую проводку относительно несложно восстановить, а в дополнительной, установленной в неизвестных местах, разобраться значительно сложнее.


Пейджеры.

Пейджер автомобильной сигнализации представляет собой миниатюрный (размером с полпачки сигарет) кодированный приемник, который владелец машины носит с собой. При использовании пейджера к автосигнализации под­ключается специальный кодированный передатчик, который включается при срабатывании сигнализации.

Сигналы от передатчика улавливаются приемником и в случае совпадения кодов передатчика и приемника пейджер выдает звуковой сигнал. При боль­шом количестве машин на улицах и стоянках, в условиях городского шума пейджер становится актуальной принадлежностью — ведь из-за частых лож­ных срабатываний сигнализации на соседних машинах бдительность водителя притупляется. Реальный радиус действия пейджеров в условиях города колеб­лется от 300 до 1000 м. Некоторые фирмы указывают радиус действия около 5 км, но эта дальность, по-видимому, относится к «условиям пустыни».

Пейджеры, исследованные автором, работали в двух диапазонах: 27 МГц и 300 МГц при мощности передатчика 1,5…4 Вт и 0,5 Вт соответственно. Первая группа (Enforser, Cop) обеспечивала больший радиус действия в среднем, но была более требовательна к размещению антенн и другим нюансам, вторая группа (например, RoadStar) обеспечивала более скром­ные, хотя и более стабильные характеристики. Некоторые модели пейдже­ров (Secopage-35) позволяют зафиксировать не только факт срабатывания сигнализации, но и определить по цветовой индикации источник беспо­койства (сработал ли ударный датчик, открыта ли дверь или капот).

При пользовании пейджером необходимо не забывать вовремя включать и выключать приемник, батарейки которого довольно быстро садятся.

Пейджер в активном состоянии является довольно мощным источником радиоволн и может создавать помехи работе сигнализации и некоторым систе­мам автомобиля (при срабатывании сигнализации и включении пейджера зат­рудняется выключение сигнализации с помощью брелока, неправильно работа­ют модули управления стеклоподъемниками, центральный замок, борткомпьютер и т.д.). Вопрос о приемлемости установки пейджера необходимо выяснить экспериментально перед окончательной установкой. Обычно достаточно под­ключить пейджер с развернутой антенной к аккумуляторной батарее и проверить поведение сигнализации и систем автомобиля. При возникновении помех мож­но попытаться развязать пейджер от сигнализации с помощью реле и высоко­частотных фильтров. Реле и фильтры нужно устанавливать непосредственно возле пейджера. Питание на пейджер следует заводить отдельным проводом.

Специальные устройства. При всей мудрености автосигнализаций единственным фак­тором непосредственно воздействующим на угонщика, является звук сирены. Некоторые производители предлагают устройства, расширяющие этот спектр.

Пиропатроны и дымовые шашки. Выстреливают несмываемую краску, слезоточивый газ или выделяют плотный дым. Одноразовые устройства.

Дымовая пушка. Заполняет салон непроницаемым белым дымом. Рассчитана на многоразовое использование. К оборудованию автомобиля подобными сред­ствами следует относиться с осторожностью, чтобы езда на нем не преврати­лась в езду на пороховой бочке.

Комментирование закрыто